новости

Дайджест по стандартизации и техническому регулированию № 23/2022

Предлагаем ознакомиться с  выдержкой из очередного еженедельного дайджеста новостей по стандартизации и техническому регулированию, подготовленным совместно Минпромторгом Росссии, Росстандартом и Российским институтом стандартизации .
Еженедельный мониторинг новостей в сфере международной и региональной стандартизации, а также в сфере технического регулирования региональных объединений и зарубежных стран позволит Вам и Вашим коллегам быть в курсе событий и оперативно реагировать на факты, связанные с отраслью в целом.

 Информационная служба Комитета РСПП
по промышленной политике и техническому регулированию
Официальный сайт: http://www.rgtr.ru


.... 

          МЭК: Искусственный интеллект для автономных транспортных средств
          Несмотря на гигантские скачки в алгоритмах искусственного интеллекта (ИИ), обученных на данных, собранных с датчиков как внутри, так и снаружи автомобиля, кажущиеся быстрыми успехи на сегодняшний день могут оказаться недостаточными.                     Алгоритмы ИИ позволяют выполнять большую часть правил для беспилотных автомобилей, таких как следование по линии дороги, соблюдение определенной стороны и избежание столкновения с другими автомобилями. Но № 23/2022 алгоритмам гораздо сложнее справиться с тем, что называют «пограничными случаями» - редкими и необычными событиями, с которыми раньше не сталкивался беспилотный автомобиль (например, собака, выбегающая на дорогу, или непредвиденная авария, связанная с погодой).
          Согласно классификации американского Общества автомобильных инженеров, автоматизированные системы транспортных средств подразделяются на пять категорий – от автоматизированных функций управления до полностью автономных транспортных средств, когда от водителя даже не требуется присутствие за рулем.
          Профессор Михаэль Фельсберг (Швеция), поясняет, что на пути к достижению 5-го уровня автомобилей стоят несколько проблем. Алгоритмы ИИ требуют периода контролируемого обучения, прежде чем систему можно будет развернуть. При подготовке к этому этапу требуется армия аннотаторов, которые будут маркировать изображения для данного приложения по названию класса объектов, которые должен искать алгоритм, и местоположению объекта на изображении. По словам Фелсберга, «Для того чтобы автономные транспортные средства могли работать в больших масштабах, алгоритмы должны уметь распознавать новые классы объектов без необходимости проходить еще один этап контролируемого обучения. Исследователям еще предстоит разработать надежный и эффективный метод для этого процесса, который называется «постепенным обучением в классе».
          В беспилотных транспортных средствах используются датчики, камеры, радары и, в некоторых случаях, технология лазерной визуализации, обнаружения и определения дальности (ЛИДАР) для сбора данных, необходимых для автономной работы. МЭК разработано несколько стандартов, которые могут помочь с автономным транспортом. Так, технический комитет 47 опубликовал стандарт IEC 62969, в котором указаны общие требования к интерфейсам питания для автомобильных датчиков. Технический комитет 100 разработал несколько стандартов, касающихся мультимедийных систем в автомобилях. Одной из его публикаций является техническая спецификация IEC (TS) 63033, которая определяет модель для создания визуального изображения системы мониторинга, которая создает составное 360-градусное изображение с внешних камер. Это позволяет правильно позиционировать автомобиль по отношению к его окружению, используя данные с монитора заднего вида для помощи при парковке, а также мониторы слепых углов и с высоты птичьего полета.
Источник: МЭК

          Международные стандарты искусственного интеллекта
           Приложения ИИ стимулируют цифровую трансформацию в самых разных отраслях, включая энергетику, здравоохранение, интеллектуальное производство, транспорт и другие стратегические отрасли, которые полагаются на стандарты IEC и оценку соответствия. Технологии искусственного интеллекта позволяют получить информацию и аналитику, которые выходят далеко за рамки возможностей устаревших аналитических систем.
          Эксперты IEC сосредоточены на отраслевых потребностях (вертикальные стандарты) и оценке соответствия, в то время как ISO/IEC JTC 1/SC 42 объединяет экспертов в области технологий, а также специалистов по этике, юристов, социологов и других специалистов для разработки общих и основополагающих стандартов (горизонтальные стандарты).
          Кроме того, стандарты безопасности IEC являются важным элементом основы для приложений ИИ в электроэнергетике и интеллектуальном производстве. Примеры включают стандарты функциональной безопасности IEC 61508 для электрических и электронных систем, связанных с безопасностью, и IEC 61511, который касается автоматизированных систем безопасности для сектора перерабатывающей промышленности.
          Оценка соответствия IEC завершает процесс, гарантируя надлежащее внедрение стандартов, например, IECEE для IEC 61508 и IECEx для IEC 61511.
          Совместный технический комитет IEC и ISO
           SC 42 решает некоторые проблемы, связанные с использованием и применением технологий ИИ. Например, стандарты качества данных для машинного обучения и аналитики имеют решающее значение для обеспечения того, чтобы применяемые технологии давали полезную информацию и устраняли ошибочные функции. Стандарты управления в области ИИ и структура бизнес-процессов для аналитики больших данных определяют, как можно управлять технологиями и контролировать их с точки зрения управления. Одновременно разработанные стандарты с самого начала в области надежности, этики и социальных проблем обеспечат ответственное развертывание.                     
              Аппаратное обеспечение
          IEC разрабатывает стандарты для многих технологий, поддерживающих ИИ. Примерами могут служить датчики, облачные и граничные вычисления.
          Достижения в области систем сбора данных стимулируют рост использования больших данных и ИИ. IEC TC 47 готовит стандарты, касающиеся полупроводниковых устройств, включая датчики; IEC TC 65 фокусируется на датчиках, которые используются в промышленных процессах; IEC TC 76 № 23/2022 распространяется на датчики, использующие лазеры; IEC SC 86C касается волоконно-оптических датчиков.                                Беспроводные датчики, которые могут работать независимо от любого внешнего источника питания, улавливая энергию тепла или движения, подкреплены стандартами МЭК, подготовленными IEC TC 49. Датчики могут быть сертифицированы в соответствии с IECQ, Системой оценки качества электронных компонентов IEC, одним из четырех стандартов соответствия IEC. Системы оценки.
          Облачные вычисления и их технологии также способствовали увеличению числа приложений ИИ. ISO/IEC JTC1/SC 38 готовит стандарты для облачных вычислений, включая распределенные платформы и граничные устройства, расположенные близко к пользователям и точкам сбора данных. Публикации охватывают основные требования, касающиеся хранения и восстановления данных.
          Укрепление доверия
          Международные стандарты играют важную роль в повышении доверия к ИИ и помогают поддерживать принятие государственных и частных решений, не в последнюю очередь потому, что они разрабатываются широким кругом заинтересованных сторон. Это помогает обеспечить правильный баланс между стремлением к быстрому развертыванию искусственного интеллекта и других новых технологий и необходимостью изучения их этических последствий.
          IEC работает с широким кругом международных, региональных и национальных организаций над разработкой новых способов объединения заинтересованных сторон для решения проблем искусственного интеллекта. К ним относятся Федеральный департамент иностранных дел Швейцарии и организации по разработке стандартов, ISO и ITU.
          Более 500 участников присутствовали на конференции AI with Trust (май 2022 г.) лично и онлайн, чтобы услышать различные точки зрения заинтересованных сторон на взаимодействие между законодательством, стандартами и оценкой соответствия. Они следили за практическими занятиями по здравоохранению, сенсорным технологиям и коллаборативным роботам, а также слышали, как выдающиеся эксперты обменивались идеями о том, как они могут более эффективно взаимодействовать, чтобы укрепить доверие к ИИ.
           Конференция в Женеве стала первой вехой инициативы AI with Trust.
Источник: МЭК